iar (iar) wrote,
iar
iar

Про пропаганду

Журавлики, которые затронули как-то все мои френд-ленты, и обсуждали их тоже абсолютно все, с той или иной степенью активности, юмора и прочего, напомнили мне, что я давно собиралась написать.

Начало: для чего мне это нужно?
Я не скрываю, что я тоже давно занимаюсь пропагандой. Чем еще можно называть все мои усилия по насаждению необходимости соблюдения авторских прав (и вообще всех прав, прописанных в законе)? И чем еще можно назвать мои осмысленные и последовательные, протяженные во времени, усилия, направленные на то, чтобы если не остановить поток чернухи, который льется на нас всех со всех сторон, то хотя бы создать мелкие ручейки других потоков информации, с красивыми видами разных городов нашей страны, с счастливыми лицами, с добрыми сюжетами. А если сюжеты недобрые, то чтобы иллюстрация была заведомо постановочная, чтобы затруднить восприятие негативного как обыденного и нормального. Сток - это тоже пропаганда. Инструменты-то те же...


Чтобы рассказывать о пропаганде в нашей жизни, мне потребуется определение. Определений много разных, но мне ближе из энциклопедии Британника:
Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т. д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации.

И коротенечко начну рассказывать про основные методики пропаганды, которые используюся так часто, что мы перестали уже обращать на них внимание.

"Будничное"
Ежедневно разные источники информации буднично, по-деловому, спокойно и без эмоций  рассказывают про насилие, смерти, крови и прочему. То, что мы слышим ежедневно, из разных мест, становится привычным. Глаз и уши "замыливаются" и то, что в нормальном случае должно было бы вызвать волну возмущения или иных эмоций, становится привычным, почти родным. Ну да, стреляют, ну так все время ж стреляют.... И воруют... 

"Эмоциональное"
Вообще, в здравом уме и доброй памяти человек обычно фильтрует то, что на него льется со всех сторон, и как-то анализирует на уровне головы - чему можно верить, а чему не обязательно. Но. Если человеком в момент восприятия владеют эмоции, то фильтр разума, фильтрующий входящий поток - в этот момент выключен. По сути - задача подкидывающего информацию - сперва вызвать у аудитории эмоциональный накал, а затем в этот костерок можно подкидывать любой повод, вспыхнет получше сухого хвороста.
Кроме того, что эмоции можно специально создать (это требует какой-то подготовки и усилий), можно воспользоваться теми, что уже есть. Ну и нехитрые инструменты вроде освещения, музыки, костюмированности, легких возбуждающих веществ, эмоциональной подстройки дикторов и комментаторов.... В отличие от "будничного" - на эмоциях не нужно передавать избыток информации, достаточно немного, все остальное дорисует фантазия, она у всех богатая, а если  будет много разных версий - так тем оно и лучше.

Еще одно свойство эмоций - потребность в определенных эмоциях, привыкание к эмоциям. Так, привыкнув получать свою дозу ежедневного эмоционального градуса, человек может непроизвольно искать повторения этих же эмоций, например, снова включая телевизор со скандальным шоу, или снова открывая пачку советских газет....

"Эффект бумеранга"
Если кого-то слишком сильно ругать - он становится мучеником, страдальцем. Если слишком интенсивно пытаться развенчать нечто, или слишком ругать - то бумерангом возникает обратная реакция. Это тоже имеет смысл учитывать, когда идет слишком большое давление в ту или иную сторону....

"Информационная блокада"
Некоторых событий просто не существует. Вы не узнаете о них никогда. если случайно не окажетесь внутри такого события.  Об этих событиях не сообщают по телевизору, не пишут в газетах, не обсуждают в блогах. Или обсуждают - то мелко, тихо и незаметно....

"Отвлечение внимания"
Для того, чтобы была возможность "закрывать" некоторые события - нужна генерация каких-либо иных информационных поводов, чтобы была видимость жеятельности. Поводы могут быть любыми, предпочтительнее нейтральные, когда сам по себе повод за собой не несет ничего, но его интерпретации будут многообразны и зависеть будут только от комментаторов.

"Создание ассоциаций"
Использование сравнений, метафор, тех или иных ассоциаций. В том числе - создание анекдотов на острую тему. Ассоциация дает направление в восприятии явления, а анекдот снимает остроту. Ну в самом деле. как может быть ужасным то, над чем ты смеешься? Смешное - оно уже не пугает, оно привычное, свое, со смешным уже не хочется бороться...


Продолжение следует....
Tags: Идеологическая борьба
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments